Эмоциональная привязанность

Звучит пугающе, словно кто-то кого-то связал невидимыми узами, и теперь невозможно освободиться. На самом деле всё не совсем так, но тоже вызывает тревогу, согласитесь?
Что же такое эмоциональная привязанность? Это наша способность, наш навык и умение создавать близкие эмоциональные связи с другими людьми. В идеале они наполнены чувством безопасности и любви. Привязанность формируется в раннем детстве и остаётся с нами на всю жизнь.

Когда мы приходим в этот мир, нас встречают мамы и папы — все они разные, как и их отношения между собой, а также атмосфера внутри семьи.

Основная задача младенца — выжить. Основной способ её выполнения — привлечь внимание, установить контакт и удовлетворить свои потребности в любви, заботе и защите. Стремление к эмоциональной близости заложено в нас, ведь мы — социальные существа, и без этой близости выживание невозможно. Однако тип привязанности играет огромную роль: он определяет, как мы будем проявлять себя в мире, взаимодействовать с коллективом и строить близкие отношения.

Существует два типа привязанности: надёжный и ненадёжный. Ненадёжная делится ещё на три подтипа:
  • тревожный
  • избегающий
  • тревожно-избегающий
Разберем вместе со специалистом команды «Путь к себе», психологом Анной Корец, что же такое избегающий тип привязанности.
Я ок — ты не ок
Родители отстранённые, холодные, равнодушные или излишне опекающие, но не замечающие истинных потребностей ребёнка.

Вот история о девочке Насте, которая гуляет на улице. Она падает, царапает коленку, плачет и бежит к маме со словами: «Мама, мне больно!» Мама у плиты готовит борщ, поворачивается и говорит: «Я готовлю нам суп, скоро будем обедать». Эмоционально не реагируя на дочь, она берёт перекись и пластырь. Не глядя на ребёнка, она сосредотачивается на процессе промывания и заклеивания раны. Мама не утешает дочь — главное здесь коленка. Настя пытается поймать мамин взгляд, но безуспешно. Девочка начинает смотреть на свою коленку и постепенно успокаивается. Когда процесс завершён, мама говорит: «Иди мой руки и садись обедать».

Навыки и выводы:

  • нет навыка распознавания своих чувств и чувств других;
  • когда другим плохо, она может механически помогать, как функция;
  • она отстраняется и фокусируется на процессе.

В этой истории акцент смещён с эмоциональной составляющей на функциональную. Главными становятся суп и качественное промывание раны, а чувства и ощущения, с которыми ребёнок обратился к маме, остаются без внимания — для мамы их просто нет.

Избегающий тип привязанности чаще всего формируется, когда родители эмоционально недоступны, холодны и безразличны к переживаниям ребёнка. Такие родители отталкивают или игнорируют его, не оказывая теплой, душевной поддержки и заботы. Они не чувствуют своего ребёнка и не понимают его потребностей.

В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, неважным и ненужным. У него складывается представление о родителях как о недоступных и отстранённых. У ребёнка нет уверенности, что в случае необходимости он получит эмоциональную поддержку. Вынужденно привыкая к тому, что его потребности игнорируются, а сам он отвергается, он со временем переходит в позицию «мне тоже от вас ничего не нужно».

Замыкаясь в себе, он считает, что не стоит открываться кому-либо, ведь всё равно его отвергнут. Он уже ничего не просит, не жалуется и не обращается к маме за помощью. Растёт сам по себе, недоверчивый к людям и миру. Такое восприятие запускает защитный механизм — «вытеснение», то есть ребёнок забывает о своих потребностях в любви. Он выбирает сдержанную и безразличную манеру поведения, чтобы избежать новых разочарований.

С возрастом это поведение закрепляется в устойчивую программу отчуждённой независимости. В дальнейшем такой человек будет бояться близких отношений. Своего нового партнёра он быстро вовлекает в сексуальные отношения, минуя стадию истинной эмоциональной близости, часто руководствуясь убеждением: «Секс — не повод для знакомства».

Приближаясь к эмоциональной близости, он чувствует себя в ловушке, загнанным в угол, стараясь избежать разговоров, человек уходит и рвёт связь, ведь остаться одному проще, чем быть в отношениях.

Чтобы избежать контакта с другим, у человека появляются более важные дела: работа, развлечения, хобби, поездки, фитнес… Он заполняет ими свою жизнь, лишь бы не оставлять места для другого. Иногда такая привязанность формируется и в обратной ситуации, когда ребёнка душат своей заботой, но при этом не замечают его реальных потребностей и не видят в нём личности. Мама как будто включена в жизнь ребёнка и хочет быть рядом, но у неё вечно нет времени на то, что по-настоящему важно для ребёнка. В тот момент у неё находятся очень важные и нужные желания. Она создаёт вокруг ребёнка много ненужной для него деятельности.

Когда мама приводит ребёнка в садик, он ведёт себя так, словно ничего не случилось. Её возвращение он тоже не замечает, поэтому не отвлекается от игры и не отвечает на зов. Такие дети реже плачут во время стрессовых ситуаций и демонстрируют безразличие в ответ на помощь. Но всё это только внешнее проявление; внутри он вовсе не спокоен.

Экспериментально доказано, что сердцебиение и уровень кортизола у таких детей повышается также, как и у остальных. Стресс оказывает на них сильное влияние, но они никак не демонстрируют его.

Если вы чувствуете, что эта история вам откликается, уделите время себе и обсудите это с психологом. В терапии вы научитесь выстраивать гармоничные отношения и поймете, что близость и эмоции, чувства — это так же важно, как и вы сами.